Доступная среда

пт, 17/09/2021 - 16:31

 

Информация  актуальна  на 01.09.2021 года

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,
в том числе:
- о специально оборудованных учебных кабинетах

В МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 216» функционируют 10 групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. 

 Оборудованы и функционируют для дошкольников с ОВЗ кабинеты: учителей-логопедов, педагога-психолога, музыкальный зал, физкультурный зал, помещения групп.

 

     В МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 216» функционирует структурное подразделение Лекотека, где оказывается психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ, имеющие выраженные психогенные расстройства и нарушения развития.

Виды нарушений детей могут быть разными:

- двигательные;

- умственные;

- сенсорные;

- коммуникативные;

- эмоциональные;

- поведенческие;

- или их сочетания.

Все воспитанники имеют инвалидность.

В помещениях структурного подразделения «Лекотека» оборудованы кабинеты для проведения практических занятий: учителя-дефектолога, учителей-логопедов, педагога-психолога. Дошкольники  с ОВЗ и инвалиды участвуют в образовательном процессе в оптимальных  условиях, созданных для коррекции имеющихся у детей проблем развития.  

- об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

   В группах с тяжелыми нарушениями речи работают воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи. Специалисты работают в кабинетах, оснащенных методиками, оборудованием, материалами для коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими проблемы в развитии по адаптированной образовательной программе учреждения и  по индивидуальным адаптированным программам.

 

  Коррекционно-развивающая среда Лекотеки  спланирована в соответствии с реализуемыми  адаптированными образовательными  программами дошкольного образования для детей ОВЗ.

Индивидуальная и подгрупповая непосредственно-образовательная деятельность с детьми с ОВЗ проводится в специально оборудованных помещениях Лекотеки.

 Использовался творческий подход к коррекционно-развивающейся среде Лекотеки создан с учетом дидактических  принципов, оборудован всем необходимым и разделен на следующие центры:

  • центр сюжетно-ролевых игр;
  • спортивный центр;
  • центр для творчества;
  • центр развивающих игр;
  • музыкальный центр;
  • компьютерный центр.
- о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Не предусмотрено
- об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

   Для пребывания детей с ТНР на воздухе имеются: групповые участки, спортивная площадка. Участки оснащены: игровым и спортивным оборудованием; теневыми навесами.

Оснащение образовательного процесса:

Оборудование уличной спортивной площадки (стадиона):

Спортивная площадка оборудована современным  физкультурным оборудованием.

Бум двойной с аркой, гимнастический городок, спортивный комплекс с баскетбольным щитом «Жираф», стенка для метания, скамья-лаз «Змейка»

Оборудование спортивного зала:

 Балансир «Кочки», детский игровой набор «Веселые старты», набор дуг для подлезания, стенка гимнастическая, тактильная дорожка, тренажер «Перекати поле», спортивный набор для ползания, лазания, бега, ходьбы, набор для равновесия «Островки», шведская стенка, спортивный комплекс «Веселые ребята».

 

Для воспитанников Лекотеки  в помещениях  оборудован спортивный центр. Его по праву можно назвать «центром эмоциональной разрядки». Тут перед ребенком открывается огромное множество подвижных игр с использованием безопасных и красочных «строительных материалов», сенсорных дорожек и мячей, массажных кочек, тактильных островков, обручей разного диаметра, кеглей, огромных паззлов, крошечных подушечек и мягких матов в виде лимонной дольки. Оборудование спортивно-игрового центра позволяет получить различные тактильные ощущения, учит ребенка концентрировать внимание, расслабляться, снижает мышечный тонус, снимать эмоциональное напряжение, и, помимо всего прочего, способствует профилактике плоскостопия.

- о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания детей с ТНР:

Игровое оборудование:

комплект лабораторного оборудования «Наблюдения за погодой», «Плавание и погружение», «Наблюдение за насекомыми»; доска магнитная панорамная ПДД, набор конструктора «Поликарпова», театральные куклы, набор «Монтессори», наборы «Лего», учебно-дидактические   пособия В. Воскобовича, набор психолога "Пертра", метеостанция, круги Луллия

Сенсорный центр:

акустическая тактильная панель, интерактивная фиброоптическая тактильная панель, сенсорная тропа для ног, сенсорный чемодан Фребеля, прожектор «Колординамик», стол для игр с водой и песком.

Информационно-коммуникационные средства обучения:

Интерактивный кабинет, мультимедийная образовательная система EduPlay, интерактивные доски, интерактивные стол "Уникум", 

интерактивная стена «Кидалка», интерактивные планшеты, логопедический тренажер «Дельфа»;

Музыкальное оборудование:

цифровое пианино, набор музыкальных инструментов К. Орора.

Автогородок:

 детские автомобили, светофоры, дорожные знаки, скутеры, квадроциклы.

 

Средства обучения и воспитания детей-инвалидов Лекотеки:

Центр для творчества представляет собой обилие как традиционных материалов для творческого проявления ребенка и нетрадиционных материалов типа соленого теста, так и природных материалов, способствующих знакомству ребенка с окружающим миром и развитию крупной и мелкой моторики. Также в творческом центре расположен фланелеграф, на котором можно разыгрывать сказки и устраивать выставки творческих работ.

   В этом центре перед ребенком открывается мир, в котором он - главный герой, ведущий, от которого зависит «постройка» этого мира. Ребенок имеет возможность через творчество выражать свои эмоции, страхи, желания. А оснащение творческого

центра этому только благоприятствует: краски пальчиковые, акварель и гуашь, пластилин, фломастеры и карандаши, мелкие и крупные бусины, цветная бумага, клей, разнообразные природные материалы – все это не только становится предметом творчества ребенка, но и позволяет развивать мелкую моторику пальцев рук. Дидактические материалы и логические игры, имеющиеся в творческом центре в качестве развивающих и наглядных пособий, дают возможность ребенку познать мир с новой стороны, выступить его творцом.

         Музыкальный центр насыщен разнообразными музыкальными инструментами: металлофон, ксилофон, маракасы, тарелки, деревянные ложки, всевозможные погремушки и колокольчики, неваляшки, развивающий центр «Голоса животных», звучащая игровая панель «Животные», «Транспорт», звучащий молоточек, звучащая игрушка «Шум дождя», барабан «Там-там» с различными видами сенсорной стимуляции (звук, вращение, свет). Также в музыкальном центре расположен синтезатор.

В компьютерном центре сконцентрированы технические приспособления для развития детей: сенсорный экран, интеративный стол и мультимедийная система Эдуплей. Все это позволяет развивать у ребенка навыки восприятия, вырабатывать указательный жест, знакомить с окружающим миром, учить ребенка концентрации внимания. Игровое оснащение в компьютерном центре представлено  программами: программа для развития речи, формирование правильного произношения «Учимся говорить правильно», «Страна Буквария». Образовательные игры «Азбука в картинках. Животные», «Веселые игры для развития речи и слуха».

С учетом физиологических особенностей детей с ОВЗ в группе подобрана мебель по росту ребенка, которая корректируется в течение года.

В настоящее время значительное внимание в коррекционно-развивающей работе уделяется внедрению инновационных технологий. Среди новых форм и методов работы с детьми с ОВЗ – использование полифункционального и интерактивного оборудования, которая носит название «сенсорный центр». Её использование позволяет существенно повысить эффективность психолого-педагогического воздействия на ребёнка за счёт включения дополнительных возможностей. Условно оборудование сенсорной зоны разделено на два функциональных блока: релаксационный и активационный.

В сенсорный центр входит:

- музыкальный центр с дисками релаксационной и бодрящей музыкой;

- мягкие модули (напольные);

- «следы» - коврики с различными наполнителями (фасоль, песок, горох, вата, керамзит);

- сухой душ;

- подушки;

- мячики-ёжики и резиновые кистевые эспандеры.

С помощью сенсорного центра успешно решаются такие задачи как развитие общей и мелкой моторики, повышение мышечного тонуса, развитие пространственных представлений, автоматизация звуков и т.д.

Эффективность функциональной организации среды  «Лекотеки» обеспечивается оснащение ее оборудованием, дидактическими материалами, позволяющими организовать коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ.

- об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

   МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 216" располагается в двухэтажном  типовом здании.  Доступ в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ оборудован пандусом и поручнями.

    Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников. Доступ к кабинетам администрации, медицинскому кабинету обеспечивается посредством предоставления сопровождающего лица.

     В помещении «Лекотека» для детей инвалидов имеются приспособления для туалета/душа.

    Тифлотехника, тактильные плитки, устройства для закрепления инвалидных колясок, отсутствуют.

      Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световыми табло "Выход", видеонаблюдением.

- о специальных условиях питания Специальных условий питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не предусмотрено.
- о специальных условиях охраны здоровья

Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.

Медицинское обслуживание осуществляется по договору с ГБУЗ  «Детской городской поликлиникой № 5».  Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется  медицинской сестрой, которая работает в детском саду ежедневно и осуществляет контроль  здоровья детей, делает прививки.

    Медицинский блок состоит из медицинского кабинета, изолятора, процедурного кабинета.

    Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям:  динамометр, весы медицинские; имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи, здесь же происходит осмотр детей. Для оздоровления детей используют бактерицидные облучатели для очистки воздуха.

    В образовательном учреждении с целью охраны  здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:

·         проведение профилактических осмотров;

·         мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;

·         осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;

·         обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;

·         осуществление контроля за физическим,  гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;

·         осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

     Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует  требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил. Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.

     В учреждении имеются спортивный зал, спортивная площадка, с необходимым оборудованием для организации занятий по физической культуре. С воспитанниками организуется непосредственно образовательная деятельность  по физической культуре 3 раза в неделю. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в образовательную программу Учреждения.

Согласно СанПиН  разрабатывается:

  • - режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна.
  • - составляется расписание ИОС для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся  развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.

    В детском саду проводятся: утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры.

Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.

 

Направленность мероприятий в процессе образовательного процесса с  детьми с ОВЗ выражается: в создании оптимальных условий, обеспечивающих восстановление нормального функционирования  анализаторов; в устранении причин, приведших к расстройствам; в укреплении физического и психоэмоционального здоровья ребенка в соответствии с возрастными возможностями. РППС групп компенсирующей направленности стимулирует физическую и умственную активность детей, присущее им желание двигаться, познавать. В ходе подвижных игр дети имеют возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка предоставляет условия для развития крупной моторики. Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) трансформируемо, вариативно и доступно для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

        Доступность среды для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность заключается в свободном доступе детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. Все элементы РППС отвечают требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования (согласно СанПин). Участки оснащены частично современным игровыми и спортивным оборудованием,    песочницами, столами со скамейками

- о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В учреждении имеется локальная сеть, обеспечено подключение к сети Интернет, имеется информационный киоск и система внутреннего информирования «Телегид».

    Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной образовательной программой дошкольного образования.

     Специально оборудованного компьютерного кабинета в ДОО нет

- об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

   Свободный доступ  воспитанников к электронным образовательным ресурсам в ДОО не предусматривается. Приспособленных электронных образовательных ресурсов в для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в ДОО не имеется.

    Официальный сайт МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад « 216" имеет версию для слабовидящих.

   В МАДОУ МО г. Краснодар "Центр  детский сад № 216" не имеет электронных образовательных ресурсов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

- о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Групповые ячейки и кабинеты администрации и специалистов оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 216" имеется 36 компьютеров и ноутбуков с выходом в сеть интернет- 14,  интерактивных досок - 9,  3 мультимедийных проектора с экранами, 3 интерактивных столов.

В помещениях «Лекотеки» в компьютерной зоне сконцентрированы технические приспособления для развития детей. Это сенсорный экран, интегративный стол и мультимедийная система Эдуплей. Все это позволяет развивать у ребенка навыки восприятия, вырабатывать указательный жест, знакомить с окружающим миром, учить ребенка концентрации внимания. Игровое оснащение в компьютерной зоне представлено такими программами, как: программа для развития речи, формирование правильного произношения «Учимся говорить правильно», «Страна Буквария», образовательные игры «Азбука в картинках. Животные», «Веселые игры для развития речи и слуха».