Доступная среда

ср, 13/01/2021 - 14:06

Доступная среда

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

https://skunova.ru/dostupnaya_sreda3.jpg

Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.

В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…" Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

В 2019 году на базе Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Центр защиты прав и интересов детей", создан "Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью" (ФРЦ ОВЗ).

Актуальная информация по вопросам воспитания, обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, оказания им психолого-медико-педагогической помощи размещается на официальном сайте ФРЦ ОВЗ www.ovzrf.ru

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

  • Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски);
  • Инвалиды с нарушением зрения и слуха;
  • Лица преклонного возраста (60 лет и старше);
  • Временно нетрудоспособные;
  • Беременные женщины;
  • Люди с детскими колясками;
  • Дети дошкольного возраста.

https://ds160.centerstart.ru/sites/ds160.centerstart.ru/files/archive/img/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.jpg

https://ds160.centerstart.ru/sites/ds160.centerstart.ru/files/archive/img/%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0.png

 

 

Место нахождения: 350072, г. Краснодар, ул. Московская, 76
Режим работы: МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 216» работает пять дней в неделю. С 07:00 до 19:00, кроме выходных и праздничных дней.
Пожалуйста, позвоните по телефону 8(861)252-09-10 и вас встретит ответственный по вопросам обеспечения доступности в организации.
Вы так же можете предварительно сообщить по данному телефону о времени посещения дошкольного учреждения и Вас будут ждать в назначенное время в ДОО.

e-mail:detsad216@kubannet.ru;ds216@yandex.ru
Адрес сайта:  https://ds216.centerstart.ru

В нашей организации Вы можете воспользоваться следующими 
услугами:

  • Сопровождение по зданию ДОО
  • Получение справочной информации и консультаций

Услуги, которые в случае трудности посещения организации оказываются 
по телефону:

  • Справочная информация
  • Консультации, рекомендации специалистов

Услуги, которые могут быть предоставлены в дистанционном формате (на сайте):

В целях обеспечения доступности

 для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья в нашем учреждении созданы условия:

  • назначено ответственное лицо по обеспечению условий доступности объектов образовательного учреждения для инвалидов и маломобильных категорий людей;
  • организовано инструктирование сотрудников по вопросам организации и обеспечения доступности объектов и предоставляемых услуг образовательного учреждения для инвалидов, людей с ограниченными возможностями здоровья;
  • создана версия официального сайта МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад        № 216» для лиц с нарушениями зрения, где представлена вся информация о деятельности образовательного учреждения;
  • на официальном сайте учреждения размещена форма обратной связи с администрацией детского сада, благодаря которой можно получить ответы на интересующие вопросы по организации дошкольного образования в МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 216»

Для инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и маломобильных групп населения: 

  • Имеется зона отдыха (ожидания), доступность питьевой воды.
  • Имеется наличие и  понятность навигации внутри организации.
  • Вход в здание МАДОУ имеет безбарьерную среду, на входе  имеется пандус для инвалидов-колясочников. 
  • Не предусмотрено дублирование надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно - точечным шрифтом Брайля.
  • Имеется помощь, оказываемая работниками организации, прошедшими необходимое обучение (инструктирование), по сопровождению инвалидов в помещении организации.
  • Имеется наличие альтернативной версии сайта организации для инвалидов по зрению. 
  • Не предусмотрено наличие подъемников, внутри помещений.
  • Имеется наличие поручней внутри помещений, приспособлений для туалета/душа, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • Не предоставляются образовательные услуги в дистанционном режиме.
  • Не предоставляется оказание услуг на дому (домашнее обучение).
  • Не имеется доступа к информационным системам и информационно -коммуникационным сетям .
  • Не предоставляется доступ к электронным образовательным ресурсам.
  • Имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников с ОВЗ.
  • Имеются оборудованные учебные помещения для проведения практических занятий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • Имеются сменные кресла-коляски.
  • Общежитие, интернат, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют.
  • Имеется спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилителя).
  • Не предусмотрены в штате ДОО  должности: сурдопереводчика, тьютора;
  • Не предусмотрены парковочные места для автотранспорта инвалидов, в связи с отсутствием оборудованной парковки у здания учреждения.

 

     В МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 216» функционирует структурное подразделение Лекотека, где оказывается психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ, имеющие выраженные психогенные расстройства и нарушения развития.

Виды нарушений детей могут быть разными:

- двигательные;

- умственные;

- сенсорные;

- коммуникативные;

- эмоциональные;

- поведенческие;

- или их сочетания.

Все воспитанники имеют инвалидность.

Целями Лекотеки является:

- социализация ребенка,

-  развитие сенсорных навыков,

- развитие речи,

- психологическая помощь родителям с ОВЗ.

 

Обучение проходит в коррекционно-обучающей форме игровой деятельности, обеспечивается индивидуальный подход к каждому ребенку.

Взрослым, которые воспитывают детей с ОВЗ рекомендуем воспринимать игру, как жизненную необходимость для детей. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Родители должны обыграть любую текущую ситуацию и опускаться на уровень ребенка.

В МАДОУ функционируют 10 групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. 

В группах реализуется адаптированная  образовательная программа дошкольного образования нашего учреждения. Дистанционное обучение и обучение на дому не проводится по причине отсутствия потребности.

Нормативные акты  федерального значения

Конституция Российской Федерации
 
Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"
 
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы
 
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
 
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
 
Федеральный закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании"
 
Федеральный закон от 01.12.2014 № 419 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"
 
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
 
Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2020 годы
 
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)  (Статья 1065. Предупреждение причинения вреда)
 
Приказ Минобрнауки России от 09.11.15 № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"
 
Письмо Минобрнауки РФ от 12.02.2016 № ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования"
Организация и методика паспортизации и классификации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп

Современные подходы к обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг для инвалидов: нормативно-правовое и организационное обеспечение

 

 

Построение предметно-пространственной коррекционно-развивающей среды структурного подразделения Лекотека МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 216 «Кораблик детства»

 

     Коррекционно-развивающая среда спланирована в соответствии с реализуемыми  адаптированными образовательными  программи дошкольного образования для детей ОВЗ.

Индивидуальная и подгрупповая непосредственно-образовательная деятельность с детьми с ОВЗ проводится в специально оборудованных помещениях Лекотеки.

 Использовался творческий подход к коррекционно-развивающейся среде Лекотеки создан с учетом дидактических  принципов, оборудован всем необходимым и разделен на следующие центры:

  • центр сюжетно-ролевых игр;
  • спортивный центр;
  • центр для творчества;
  • центр развивающих игр;
  • музыкальный центр;
  • компьютерный центр.

    Центр сюжетно-ролевых игр оснащен разнообразными играми. Позволяет ребенку социализироваться в процессе игры, окунаясь в атмосферу выбранного сюжета. Ребенок знакомится с различными профессиями, домашними животными, обитателями океана, джунглей и т.п. Вот, например игра «Больница». Здесь ребенок знакомится с ролями медицинских работников и пациентов, через игру познавая необходимость и значимость профессии врача. Узнает мотивы поведения и поступков врачей и пациентов. Также такая игра позволяет вызвать эмпатию у ребенка, сгладить негативные эмоции по отношению к лечебному процессу. И «Ферма с дикими животными», где через игру проходит знакомство с обитателями джунглей, их повадками. Ребенок узнает о диких животных и месте человека в их мире.

    Спортивный центр. Его по праву можно назвать «центром эмоциональной разрядки». Тут перед ребенком открывается огромное множество подвижных игр с использованием безопасных и красочных «строительных материалов», сенсорных дорожек и мячей, массажных кочек, тактильных островков, обручей разного диаметра, кеглей, огромных паззлов, крошечных подушечек и мягких матов в виде лимонной дольки. Оборудование спортивно-игрового центра позволяет получить различные тактильные ощущения, учит ребенка концентрировать внимание, расслабляться, снижает мышечный тонус, снимать эмоциональное напряжение, и, помимо всего прочего, способствует профилактике плоскостопия.

Центр для творчества представляет собой обилие как традиционных материалов для творческого проявления ребенка и нетрадиционных материалов типа соленого теста, так и природных материалов, способствующих знакомству ребенка с окружающим миром и развитию крупной и мелкой моторики. Также в творческом центре расположен фланелеграф, на котором можно разыгрывать сказки и устраивать выставки творческих работ.

   В этом центре перед ребенком открывается мир, в котором он - главный герой, ведущий, от которого зависит «постройка» этого мира. Ребенок имеет возможность через творчество выражать свои эмоции, страхи, желания. А оснащение творческого центра этому только благоприятствует: краски пальчиковые, акварель и гуашь, пластилин, фломастеры и карандаши, мелкие и крупные бусины, цветная бумага, клей, разнообразные природные материалы – все это не только становится предметом творчества ребенка, но и позволяет развивать мелкую моторику пальцев рук. Дидактические материалы и логические игры, имеющиеся в творческом центре в качестве развивающих и наглядных пособий, дают возможность ребенку познать мир с новой стороны, выступить его творцом.

         Музыкальный центр насыщен разнообразными музыкальными инструментами: металлофон, ксилофон, маракасы, тарелки, деревянные ложки, всевозможные погремушки и колокольчики, неваляшки, развивающий центр «Голоса животных», звучащая игровая панель «Животные», «Транспорт», звучащий молоточек, звучащая игрушка «Шум дождя», барабан «Там-там» с различными видами сенсорной стимуляции (звук, вращение, свет). Также в музыкальном центре расположен синтезатор.

В компьютерном центре сконцентрированы технические приспособления для развития детей. Это сенсорный экран, интегративный стол и мультимедийная система Эдуплей. Все это позволяет развивать у ребенка навыки восприятия, вырабатывать указательный жест, знакомить с окружающим миром, учить ребенка концентрации внимания. Игровое оснащение в компьютерном центре представлено такими программами, как: Программа для развития речи, формирование правильного произношения «Учимся говорить правильно», «Страна Буквария». Образовательные игры «Азбука в картинках. Животные», «Веселые игры для развития речи и слуха».

 Наглядная информация для родителей представлена в виде стенда.

Предметно-развивающая среда соответствует. С учетом физиологических особенностей детей с ОВЗ в группе подобрана мебель по росту ребенка, которая корректируется в течение года, вся мебель закреплена.

В настоящее время значительное внимание в коррекционно-развивающей работе уделяется внедрению инновационных технологий. Среди новых форм и методов работы с детьми с ОВЗ – использование полифункционального и интерактивного оборудования, которая носит название «сенсорный центр». Её использование позволяет существенно повысить эффективность психолого-педагогического воздействия на ребёнка за счёт включения дополнительных возможностей. Условно оборудование сенсорной зоны разделено на два функциональных блока: релаксационный и активационный.

В сенсорный центр входит:

- музыкальный центр с дисками релаксационной и бодрящей музыкой;

- мягкие модули (напольные);

- «следы» - коврики с различными наполнителями (фасоль, песок, горох, вата, керамзит);

- сухой душ;

- подушки;

- мячики-ёжики и резиновые кистевые эспандеры.

С помощью сенсорного центра успешно решаются такие задачи как развитие общей и мелкой моторики, повышение мышечного тонуса, развитие пространственных представлений, автоматизация звуков и т.д.

Эффективность функциональной организации среды  «Лекотеки» обеспечивается оснащение ее оборудованием, дидактическими материалами, позволяющими организовать коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ.

Всё групповое пространство доступно детям. Подбор и размещение мебели, дидактического материала и игрушек обеспечивает безбарьерное передвижение и контакт, дозирование информационного поля, пластичного введения ребенка в различные формы и виды непосредственно образовательной деятельности.

Предметно-развивающая среда организуется так, что каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности Лекотека

Вниманию родителей!

Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Содержание образовательной деятельности включает в себя три основных компонента:

  1. Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям.
  2. Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимися, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы, курируемые специалистами МАДОУ: учителями-логопедами, педагогами-психологами, инструкторами по физической культуре, музыкальными руководителя, воспитателями, которые имеют возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непрерывной образовательной деятельности и в свободной деятельности, осуществляется тесное взаимодействие специалистов и детей с ОВЗ.
  3. Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Образовательный процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций, современных образовательных технологий: ИКТ, метод моделирования; социо-игровые методы и приемы; проблемный метод обучения; проектная деятельность; метод моделирования; деятельностный подход; сказкотерапия, пескотерапия; театрально-игровая деятельность; приемы мнемотехники; здоровьесберегающие технологии; динамические паузы; разминка для пальцев; упражнения для глаз; дыхательная гимнастика; релаксационные паузы; психогимнастика; музыкотерапия; пальчиковый массаж.

При использовании специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей, используется дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка, а также комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

Соблюдаются рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, охране жизни и здоровья обучающихся – инвалидов и детей с ОВЗ, организации образовательного процесса (организация режима дня, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т.д.)

 

https://ds160.centerstart.ru/sites/ds160.centerstart.ru/files/archive/img/%D0%98%D0%9D%D0%A4%D0%9E%D0%A0%D0%9C%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%9E%D0%9D%D0%9D%D0%AB%D0%95%20%D0%9F%D0%9E%D0%A0%D0%A2%D0%90%D0%9B%D0%AB%201.jpg

https://ds160.centerstart.ru/sites/ds160.centerstart.ru/files/archive/img/cropped-logo-dostupnyi-mir-new-min.pnghttps://ds160.centerstart.ru/sites/ds160.centerstart.ru/files/archive/img/logo.pnghttps://ds160.centerstart.ru/sites/ds160.centerstart.ru/files/archive/img/Inv.jpghttps://ds160.centerstart.ru/sites/ds160.centerstart.ru/files/archive/img/dost_sreda-2.jpg