Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Социальное партнёрство

чт, 09/04/2020 - 15:47

Социальное партнёрство

Социальное партнерство как форма взаимоотношений между работниками и работодателями в западных странах появилось в середине XIX века, но правовое регулирование, в том числе международно-правовыми актами МОТ, стало осуществляться только в первой половине XX века. Социальное партнерство явилось следствием обострения отношений между трудом и капиталом как один из путей достижения компромисса между работниками и работодателями. Коллективные договоры дали возможность во взаимоотношениях перейти «от конфликтного соперничества к конфликтному сотрудничеству». Статья 23 ТК РФ впервые дает легальное определение социального партнерства. Социальное партнерство – система взаимоотношения между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Закон различает участников и стороны социального партнерства. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Система социального партнерства в соответствии с трудовым законодательством (ст.26 ТК РФ) включает пять уровней:

·      федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда;

·   региональный уровень, на котором субъекты Федерации определяют порядок регулирования в соответствии со своими полномочиями;

·      отраслевой уровень, на котором осуществляется отраслевое регулирование;

·    территориальный уровень, который распространяет свое действие на территории муниципального образования (город, район и т.п.);

·      локальный уровень, на котором происходит регулирование взаимоотношений между работниками и работодателями в рамках конкретной организации.

В качестве основы социального партнерства законодатель (ст.24 ТК РФ) закрепил 12 основных принципов, которые по своему характеру являются внутриотраслевыми, так как относятся только к институту социального партнерства:

·      равноправие сторон;

·      уважение и учет интересов сторон;

·      заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

·      содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

·      соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

·      полномочность представителей сторон

·      свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

·      добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

·      реальность обеспечения принимаемых на себя обязательств; 

·      обязательность выполнения коллективных договоров;

·      контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

·      ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Трудовое законодательство (гл.4 ТК) в качестве представителей работников как социальных партнеров определяет профсоюзы, их организации, объединения, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом (ст.29). Представителями работодателей в социальном партнерстве согласно ст. 33 ТК являются: руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с трудовым законодательством, учредительными документами организации и локальными нормативными актами. В числе представителей работодателя называются объединения – добровольные некоммерческие организации, основанные на добровольном членстве работодателей.

Основное предназначение социального партнерства состоит в том, чтобы путем переговоров достичь согласованности противоположных интересов работников и работодателей, снять острые проблемы. Достижение целей социального партнерства происходит благодаря использованию различных форм (ст.27 ТК РФ): коллективные переговоры, взаимные консультации, участия работников или их представителей при разрешении трудовых споров в судебном порядке. Одной из форм социального партнерства является также участие работников, их представителей в управлении организацией. Законодатель признает производственную демократию формой социального партнерства.